Игра или ранее развитие?

Говорят, есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как течёт вода и как работают другие люди. А я бы ещё добавила – как играют дети. 

Когда вы в последний раз наблюдали за игрой детей? Такой настоящей, захватывающей и неожиданной в своих проявлениях.

Современные реалии

К сожалению, в последнее время все чаще приходится говорить о важности игры в детстве. Во многих детских садах пропал из расписания такой предмет как "игровая деятельность" (playtime). Дети копируют взрослых и уходят в виртуальный мир, предпочитая игры в телефоне и планшете живому общению.

Но самое страшное здесь не испорченное зрение, а то естественное развитие, которое НЕ получает ребенок, если в его детстве отсутствует настоящая игра.

Сенсорные игры

Сенсорное (чувственное) развитие в младшем возрасте гораздо важнее, чем интеллектуальное. На базе сенсорики развивается мышление, память, воображение. 

"Ум ребёнка – на кончиках пальцев",  В.А.Сухомлинский

Сенсорные игры прекрасны тем, что не требуют почти никаких усилий и финансовых вложений. Просто дайте ребенку разные по текстуре и плотности материалы (вода, лёд, пластилин, свет, тень, краски, макароны) и немного помогите придумать сценарий игры.

Игры на развитие координации

За координацию наших движений отвечает прежде всего мозжечок. Ученые нейропсихологи доказали связь между развитием мозжечка и нарушениями речи. Для бережного развития координации ребенка мы опять обращаемся к играм.

Игра в мяч помогает развить координацию

Вашими помощниками могут стать любые качели, фитболы и даже бордюры во дворе! Совсем малышам подойдут качалки и толокары, а после 4х лет советую обратить внимание на Баламетрикс (Balametrix) - такое название носит основное оборудование для гимнастики, изобретенное еще доктором Бильгоу. Это балансировочная доска с разметкой и регулируемым уровнем наклона.

Ролевые игры

Ролевые игры. Наверное, одни из самых важных игр. Родители иногда жалуются, что не умеют, не хотят играть с детьми в драконов и зомби. Как вариант, предложить игру из реальной жизни: магазин, кафе (дети с удовольствием запишут ваш заказ, нальют чай), страж замка (любимая папина игра, известная ещё как Мавзолей)

Игра не жизнь, но реалистична как жизнь

Ролевая игра – потрясающий помощник в преодолении жизненных сложностей. Например, многие дети боятся врачей. Так давайте в них поиграем! Полечим нашего Мишку, сделаем прививку зайчику, узнаем, что слушалка на самом деле называется фонендоскоп.

Как помочь детям сделать игру интереснее?

Подобрать реквизит. Здорово, если у вас получится не купить готовый, а придумать его! Как в нашем детстве - большой подорожник - это 100 рублей, а маленький - 10. А мальчишкам будет интересно построить трамплин для машин из картона, линейки и скотча.

 

Настольные игры

Отдельно хочется отметить настольные игры: домино, Дженга, хорошие настолки у Smart Games и конечно mosigra. 

Кстати, воскресная настольная игра может стать отличной семейной традицией. Посмотрите подборку настольных игр на "Тут Растут", вы обязательно найдете что-то интересное. 

Он не терпит поражений!

Игра даёт возможность примерить на себя множество ролей не только социальных, но и победитель-проигравший. Очень часто родители специально проигрывают детям в настолки (настольные игры), и ребёнок счастлив, и родителям не нужно тратить своё время, чтобы объяснить, что такое горечь поражения. 

Помогите ребенку пережить горечь поражения. Это важно.

И все-таки надо попытаться найти в себе ресурс и помочь ребёнку проплакать свой проигрыш, а в следующий раз весело отметить победу.

Важно помнить и постараться объяснить ребенку, что игра – это то пространство, в котором нам нестрашно ошибиться. Здесь нет деления на плохое и хорошее, правильное и неправильное. Ребёнок может пробовать снова, снова и снова. 

Узнаем правду через игру

Игра часто используется как метод в психологической диагностике. Можно и нужно проигрывать разные ситуации в садике. Например, предложить игру в лесную школу и дать ребёнку игрушку с ролью воспитателя (учителя). Как правило, дети воспроизводят фразы, манеру поведения, которые присуще педагогу. Таким же образом можно разыграть всевозможные ситуации с братьями/сёстрами.

Что важно

Игра свободна, но в то же время всегда имеет свои правила. Очень важный аспект игровой деятельности состоит в том, что дети сами выбирают, когда, во что, с кем и где играть. Ребёнок может выбрать сам, когда закончить игру. Если ему некомфортно, чувствует давление или агрессию со стороны, он может сказать стоп и выйти из неё. Это очень важно. Игра не может быть там, где есть принуждение.

У игры есть четкая структура, правила, сюжет, который, кстати, чаще всего усложняется и/или разветвляется на другие линии. Например, ребята играют в Царь Горы. Сначала им нужно просто залезть на гору, затем дети придумывают, что взять ее нужно из засады, потом появляются шпионы, Годзила, которая рушит все вокруг, а защитникам башни нужно построить крепость, а потом ров и так далее. Фантазия, командная работа, лидерские качества – все это развивается именно в игре.

Думаю, мы ответили на главный вопрос. Ранее развитие и игра неотделимы друг от друга. Именно в игре ребенок раскрывает в себе все необходимые качества и умения. Не заставляйте четырехлетку писать прописи, пусть лучше рисует буквы пальчиком ноги на песке.

Для тех, кто понимает важность игры, но не знает как и с чего начать разработан авторский курс "Игра в мир". 

Присоединяйтесь! И давайте играть вместе.