Как запреты могут навредить ребёнку

Почему ребёнок, которому миллион раз говорено, что так поступать опасно, как только родители отворачиваются - сразу лезет в самое опасное место?!

Это запретный плод? Но неужели ребёнок не понимает? Как до него донести важность правил?

Чтобы ребёнок реально слышал своих родителей очень важно, как в целом строится Воспитание в семье. Если вокруг море запретов, то ещё один пропускается мимо ушей, и, как назло, самый важный.

Нельзя! Нельзя! Нельзя!

Не зря анализ запретов является первым шагом на пути к послушанию в книге «Конец терпению» Ирины Терентьевой. Эту книгу хочу рекомендовать.

Там есть ещё два шага, но сегодня я расскажу именно про первый.

Что важно:

Как вы формулируете запреты?

Запрет в форме «не делай это» для ребёнка зачастую звучит, как прямая инструкция «делать это».

Эти запреты актуальны для современных реалий?

Сейчас другое время и это нельзя отрицать. И если большая часть запретов устарелые, то ребёнок им сопротивляется, а вместе с ними и всем адекватным запретам.

Ваши запреты несут благо вашему ребёнку в перспективе?

Так, например, требование беспрекословно слушаться взрослых может быть реально опасно для ребёнка, ведь далеко не все взрослые с благими намерениями.

Запреты сформулированы по возрасту?

Главное, чтобы человек понимал.

Количество и ранжирование запретов.

Тема большая, но если коротко, то если вы используете одинаковые формулировки для таких запретов как: «Нельзя баловаться за столом» и «Нельзя выходить на дорогу», то для ребёнка это равнозначные вещи, и он считает, что коли уж за баловство за столом его пожурили и всё, то и за выбегание на дорогу будет тоже самое.

Вы обращали внимание, как формулируете запрет? Или все одинаково «нельзя»? Задумайтесь... Мы вводим запреты, чтобы обезопасить ребенка, а по факту зачастую получается совсем наоборот.


Рассмотрим ключевые запреты по категориям.

Запрет категорический. НИ ПРИ КАКИХ условиях


Распространяется на всех без исключения. Обусловлены часто именно тем, что за их нарушением следует угроза жизни и здоровью, не зависят от твоей компетентности, опыта. Это следующие блоки:

  • Химия и яды
  • Высота, в частности падение из окон, с крыш
  • Пешеходная безопасность
  • Перевозка детей в авто
  • Правила дорожного движения
  • Употребление ПАВ (наркотики и пр)
  • Опасные места (от темных переулков до люков на дороге)
  • Интимные места
     

Запрет в силу некомпетентности «НАУЧИШЬСЯ – СМОЖЕШЬ»


Это запреты, которые касаются лиц, не владеющих или недостаточно владеющих определенными навыками.

  • Поведение с огнем
  • Использование острых предметов
  • Работа с электричеством
  • Катание на велосипедах, скейтах, самокатах, роликах
  • Мелкие предметы (был у меня ребенок, который не переставал засовывать мелкие предметы в нос)
  • Этот блок запретов – пища для размышлений, чему стоит обучить ребенка в ближайшее время.
     

Запрет без родителей (или заменяющих родителей взрослых). «С МАМОЙ МОЖНО»


Эти запреты могут выглядеть как разрешения, если вы преподнесете их ребенку сквозь призму: можно в присутствии и/или с разрешения родителей. И тогда этот запрет превращается в разрешение. Важно, что от компетентности не зависит, разрешите вы ребенку, к примеру, плавать в водоеме или нет, ваше присутствие будет обязательно!

  • Поведение на воде
  • Посещение леса
  • Общение с незнакомыми
  • Употребление лекарства
  • Использование электроприборов
  • Использование батареек, магнитов, фейерверков
  • Самостоятельные прогулки по разным местам
  • Регистрация в социальных сетях
     

Важное в запретах

  • Запретов не должно быть много, иначе человек будет бунтовать!
  • За нарушение запрета реакция должна быть всегда ОДИНАКОВА, иначе ребенку непонятно, в чем важность запрета, и он не научится его соблюдать.
  • У запретов не может быть исключений. Как только вы говорите «ой ну ладно, сегодня можно», ваш запрет перестает работать.
  • Запреты не зависят от обстоятельств: "мы едем к бабушке, там можно всё и даже больше, бабушка разрешает, а я отдыхаю", – НЕТ, так не работает. Никто не должен нарушать запрет, и сами запреты должны быть на такие вещи, которые просто нельзя делать, и точка.
  • Если ваши запреты распространяются на одного ребёнка, а на другого нет – это не запрет, а двойные стандарты.
  • Всё остальное – правила, а значит подлежат подробному обсуждению, возможно даже коррекции.

Тему запретов целесообразно обсудить со всеми взрослыми в семье, чтобы все придерживались одинаковых правил. Если ваши бабушка и дедушка продолжают кричать "нельзя ковырять землю вилкой", отправьте им ссылку на эту статью.

_______

Ольга Бочкова, детский психолог, руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой