Незнакомец в сети или безопасный интернет

90% московских школьников получают приглашения о дружбе от незнакомых людей. Социальные сети созданы для общения. Но кроме общения с друзьями из реальности, всегда есть возможность завести он-лайн друга.

Как отличить в сети обычного общительного ребенка от опасного незнакомца?

А как узнать, какая игрушка внутри киндерсюрприза с красивой оберткой? ДА НИКАК!

Но мы же не просто так пишем эту статью – сейчас научим. Введите правило «СМОТРИ В ОБА».

Признаки странного или опасного друга:


Оцени имя собеседника:

  • ник вместо имени (особенно в ВК или ФБ)
  • иностранное имя
  • набор букв и цифр без логики
  • известная личность

Обрати внимание на друзей:

  • Мало друзей на странице
  • Нет общих друзей
  • Все его друзья – иностранцы, боты, магазины

Внимательно посмотри ото:

  • Нет личных
  • Только с идеальной фигурой, в купальниках, без лица
  • Непристойные
  • Картинки с цветами/машинами и прочим
  • Реклама
  • Фото звезды или публичного человека

Публикации на стене:

  • Мало или нет личных постов
  • Только репосты
  • Нет постов вообще кроме одного при создании страницы

Общение. Если уже довелось добавить незнакомца в друзья или начать переписку с ним, просто расскажите ребенку, что должно его навести на подозрения.

Не важно, как долго они прообщались – день, пару месяцев или год

  • Представляется как известная личность (блогер, селебрити)
  • Выступает сам или является другом важного человека (редактор журнала, организатор конкурсов, в общем decision maker)
  • Предлагает легкую выгоду (станешь лицом журнала, снимешься бесплатно, выиграешь конкурс, приз, заработаешь большие деньги в исследовании)
  • Он поощряет секреты
  • Просит вас прислать свои интимные фото/видео
  • Активно присылает интимные фото/видео
  • Начинает, поощряет взрослые темы, темы секса
  • Интересуется личной информацией
  • Достаточно скоро после начала общения говорит о крепкой дружбе, понимании с полуслова, признается в любви
  • Просит денег или помощи при личной встрече


Объясните ребенку, что в сети еще опаснее, чем в реальной жизни, там мошенники ведут себя гораздо смелее, понимая, что найти их достаточно сложно, если не сказать практически невозможно.

Когда и как учить детей правилам интернета

Приведу любимое сравнение с автодорогами.

Ещё 10-20 лет назад использование ремней безопасности было не в почёте. 

Если вы пристегивались, водитель мог обидеться. Хотя говорят, что где-то до сих пор есть такие архаизмы. А уж про автокресло и речи не было.

Воспоминания моего детства такие – я еду на переднем сидении, папа перед постом ГАИ резко говорит: «ложись», и я ныряю в ноги, пока не проедем пост.

К счастью, сейчас все больше родителей понимают необходимость использования автокресла и ремней безопасности. Ведь понимаете? Если нет, читайте эту статью.

Со времён нашего детства многие изменилось: количество машин на дороге, мощность двигателей, качество дорог. Чем раньше ваш ребенок привыкнет к креслу, тем проще и безопаснее вам.

Причем здесь интернет?

При том, что интернет – то же пространство, где все мы водители. Мы используем разные средства защиты – антивирус, родительский контроль, пароли и настройки конфиденциальности – всё это те самые автокресла, сигнализации и ремни безопасности.

Чем раньше вы вводите эти средства, тем меньше вопросов от ребёнка про необходимость их использования.

Но вы знаете, что автокресела и ремни не отменяют правил дорожного движения – мы подчиняемся разметке, знакам, светофорам и регулировщику. Никто не сядет за руль раньше 18 лет и не пройдя соответствующего обучения.

А вот с интернетом дело почему-то обстоит по-другому:

  • За руль садятся неопытные водители в 3-4 года и гоняют по ютубу непристегнутыми
  • В 8-9 лет попадают в социальные сети и устраивают там «гонки на выживание»
  • В школе правила вождения в интернете передаются от одного неопытного водителя к другому
  • Про автокресла и ремни безопасности и речи не идет


Родители не авторитеты, потому что сами за рулем никогда не сидели и понятия не имеют, где катаются их дети.

Как учить вождению в цифровом пространстве?

  • Обучение предшествует практике
  • Соблюдайте возрастной диапазон
  • Если отпускаете ребёнка раньше времени «за руль», будьте рядом
  • Покатайтесь сами там, куда отправляется ваш ребенок
  • Обеспечьте средства защиты – антивирусы и род.контроль
  • Введите штрафы за неправильное вождение

Когда начинать учить ребенка

К школе почти все родители дают ребенку гаджеты. Это значит в 7-8 лет самое время начать первое бучение – правила телефонных звонков и смс, какую информацию можно отправлять, как реагировать на спам и что делать со ссылками.

При появлении интереса к соцсетям, а это происходит в возрасте 9-11 лет, зарегистрироваться самому, пройтись по настройкам безопасности и конфиденциальности, научить ребенка блокировать и удалять незнакомых и сообщения, содержащие недопустимый контент. Убедиться в надежности пароля и выбрать «кресло безопасности» в виде программы родительского контроля.

Водительский опыт нарастает постепенно. Пока ребенок осваивает новые дороги, вы можете быть рядом и направлять его примерно до 12-13 лет.

А что дальше?

В большинстве соцсетей регистрация разрешена с 13-14 лет. Ребенок получает право на вождение, он достаточно самостоятельный. Это совпадает с активным подростковым возрастом, когда родители перестают быть авторитетом для своего ребенка.

Что же делать? Предоставить решать этот вопрос профессионалам, подберите ему «курсы экстремального вождения», где его научат правильно и быстро реагировать в опасных ситуациях.

А что же делать с 4-летними ютюберами? То же самое, что делают с учениками в автошколах – сидеть рядом и направлять, вовремя пользуясь педалью тормоза.


Что нужно для того, чтобы защитить ребенка в интернете?

Особые знания, технические инструменты, много трудов и сил, этому надо учиться отдельно и очень долго?

Большинство участников тренинга выделяют Интернет в особую категорию, сильно отличающуюся от реальности.

В интернете все по-другому: не так течет время, можно представиться не тем, кто ты есть, там виртуальная реальность, социальные сети и нет осязания, можно отменить свое действие, и сложнее проверить информацию.

И тогда логично – раз есть стооооолько отличий от реальной жизни, то и поведение в интернете ОТЛИЧАЕТСЯ, и опасности ДРУГИЕ и защиты от опасностей тоже ДРУГИЕ. Родители сами себя заводят в тупик таким размышлением, им становится еще страшнее за ребенка, интернет кажется крайне опасным.

А я язвлю: «Какому риску мы подвергаем себя каждый день. Почему же 40% родителей кроме антивируса никак не защищают ребёнка?».

Давайте будем честны.

Интернет – пространство, как и реальный мир. В нем есть люди и общение, игры и образование, еда и услуги, музыка и видео, новости и развлечение. А раз есть все ЭТО, то и опасности, с которыми вы сталкиваетесь такие же, как и в реальной жизни:

  • Мошенники
  • Развод
  • Педофилы
  • Вредный контент
  • Опасные компании
  • Вирусы
  • Откровенное поведение
  • Травля
  • Репутационные риски

Если я знаю, как защититься от обидчика в реальности, то и в интернете смогу себя защитить! Вам только нужно знать, как это реализуется ТЕХНИЧЕСКИ.

Так как защищать ребенка в он-лайн среде?

Не пугать, иначе ребенок будет считать вас параноиком, и игнорировать даже АДЕКВАТНОЕ предупреждение об опасности с сети.

Учите видеть опасные звоночки и правильно на них реагировать, разбираться, какое поведение приведёт к опасным последствиям.

Что за опасные звоночки? Это было в самом начале статьи.

_____

Автор: Ольга Бочкова, детский психолог, руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой